Игры на улучшение взаимоотношений с окружающими
1. «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»
Цель: способствовать уменьшению
обидчивости у детей.
Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть
его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу...» —
ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»
2. «Кто лучше разбудит»
Цель:
способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Один ребенок превращается в кошечку и засыпает — ложится на коврик в центре
группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно
делать это по-разному (разными словами, разными прикосновениями), но всякий раз
ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку»
наиболее ласково.
3. «У птички болит крылышко — пожалей птичку»
Цель:
способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается
показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым
«жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками
гладит «птичку» со словами: «Птичка... (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети
надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».
4. «Злая Черная Рука»
Цель • способствовать развитию у детей
самоконтроля в конфликтных ситуациях.
Ведущий рассказывает сказку о Злой Черной Руке, которая била, толкала детей,
отнимала игрушки, причиняя всем боль и зло. Дети по очереди садятся на
«волшебный стульчик» за ширму и показывают Злую Черную Руку. Далее дети
обсуждают, как выглядели Черные Руки, и вспоминают ситуации, в которых их
собственные руки были Злыми и Черными (например, когда дрались, обижали
другого, отнимали игрушку). В результате обсуждения дети приходят к выводу, что
Черную Руку никому не хочется иметь. Далее все дети своими руками изображают
Злую Черную Руку, напрягая мышцы и скрючив пальцы. После слов ведущего: «Добрая
рука» — они быстро снимают напряжение и изображают Добрые и Ласковые руки.
5. «Имя моей мамы
похоже на...» Цель • способствовать повышению уважения к маме.
Один из детей рассказывает группе, на какой цветок, по его мнению, похоже имя
его мамы, остальные пытаются угадать, как ее зовут. Тот, кому удастся отгадать,
загадывает имя своей мамы, и так до тех пор, пока все дети не получат
возможность загадать имя мамы.
Упражнения, игры на развитие пространственных представлений
Упражнение: «Зеркало».
Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.
Оборудование: настенное зеркало
Ход игры: ребенок
и родитель встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием выполняют одни и те
же движения: «хлопни над головой», «за спиной», «под подбородком» и т.д.
Упражнение: «Путаница»
Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела, развитие внимания.
Ход игры: ребенок стоит напротив родителя. Педагог намеренно показывает не те движения, которые называет. Ребенок должен выполнить движение правильно.
Игра «Обезьянки».
Детям надо, повторяя все действия за родителем, показать и назвать части лица, головы.
«Голова – ноги».
Ребенок дает ребенку задание поднимать или опускать руки по сигналу «голова – ноги». Постепенно сигнал «голова – ноги» заменяет сигналом «вверх – вниз».
Упражнение: «Определи по следу».
На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.
Упражнение: «Что находится справа (слева) от меня?»
Цель: развитие умения определять направления относительно своего тела.
Ход игры: ребенка просят, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа (слева) от него. После этого, ребенка поворачивают и задают вопрос: «Что теперь справа (слева) от тебя?
Упражнение: «Робот»
Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве, понимание координат пространства.
Ход игры: ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.».
Упражнение: «Звери фотографируются».
Цель: определение положение предметов относительно других предметов.
Оборудование: Игрушки зверей, игрушечный фотоаппарат.
Ход игры: Родитель, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику, ребенку, надо их рассадить: лисичку - справа от зайца, мишку – слева от мышки и т.д.
Упражнение: «Проведи линию»
Цель: формирование пространственных представлений посредством графических диктантов.
Оборудование: бумага, карандаши.
Ход игры: по инструкции, ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении от заданной точки, не отрывая карандаш от бумаги.
Упражнение: «Закончи предложение».
Цель: формирование сложных речевых конструкций.
Ход игры: ребенок должен закончить предложения:
- Перед тем как прийти домой, я…
- Перед тем как идти гулять, я…
- Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Первым стоял…
- Вместо того, чтобы надеть сапоги, я…
«Пойми меня»
Ребенок говорит |
Ребенок чувствует |
Смотрите, я сделал самолет из нового конструктора! |
Гордость. Удовлетворение. |
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. |
Скука, поставлен в тупик. |
Все дети играют, а мне не с кем. |
Одиночество, покинутость. |
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. |
Уверенность, самостоятельность. |
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. |
Боль, злость, чувство не любви. |
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? |
Разочарование, желание бросить. |
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. |
Одобрение, благодарность, радость. |