Страница старшего воспитателя МБДОУ Азовский детский сад комбинированного вида "Сказка"
Преемственность детского сада и школы на современном этапе
Обновление системы образования связывают, в первую очередь, с решением таких важных задач, как индивидуализация личности ребенка через осознание им своих потребностей, целостное развитие ребенка, создание условий для самосовершенствования и самовыражения, а также реализация идей непрерывности образования.На современном этапе проблема преемственности рассматривается как одно из условий непрерывного образования, которое выражается в построении единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное и поступательной развитие ребенка и его успешный переход на следующую ступень образования, а также в согласованности целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации.
Понятие преемственности в педагогике изначально трактуется на основе философского понимания этого термина. «Преемственность — это связь между различными этапами и ступенями развития, как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, т.е. при переходе его из одного состояния в другое. Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность тем самым обуславливает устойчивость целого» (Э. Баллер) Другими словами, новое не отрицает старого полностью, а содержит в себе наиболее рациональную его часть.
Идея преемственности содержания программ дошкольного и начального образования в современной практике не может быть эффективно реализована без серьезного психолого-педагогического анализа как содержания образования в целом, так и конкретных образовательных моделей, заложенных авторами дошкольных базисных программ и учебников для начальной школы.
Почему преемственность важна, прежде всего, на начальных ступенях образования — между детским садом и начальной школой? Потому, что именно на этих ступенях «закладывается зона отдаленного развития субъектов и творцов педагогического процесса — педагогов и детей» Л.С. Выготский называл обучение школьников «реактивным» в отличие от «спонтанно-реактивного» обучения дошкольников, т.е. школьник обучается целиком по программе, предложенной ему взрослым, а дошкольник принимает ее лишь в той мере, в какой она становится его собственной. В связи с этим обучение дошкольников должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности.
Педагогический опыт позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе. На дошкольной ступени образования реализуется принцип самоценности дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения. В то же время школа не строит свою работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
В «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звенья) приоритеты на каждом из этих этапов возрастного развития расставлены с учетом современной социальной ситуации; определены психологические и педагогические условия, цели и задачи реализации непрерывного образовательного процесса.
На ступени дошкольного образования
• Приобщение к ценностям здорового образа жизни
• Обеспечение эмоционального благополучия
• Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению
• Формирование различных знаний об окружающем мире
• Стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности в разных видах деятельности
• Развитие компетентности в сфере отношения к миру, людям, к себе, вовлечение в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста)
На ступени начальной школы
• Формирование осознанного принятия ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними
• Подготовка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная и др.)
• Стимулирование желания и умения учиться, подготовка к образованию в основном звене школы и к самообразованию
• Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности
• Совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего периода начального образования); специальная помощь в развитии не сформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения; особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Порой детскими садами осуществляется искусственная акселерация ребенка. Иными словами, происходит «взросление дошкольного образования»: подготовка к школе сводится к знакомству с программой первого класса и к формированию определенных знаний и умений; при этом недооценивается значение игровой деятельности. Злоупотребление школьными технологиями ведет к физическим и психическим перегрузкам, негативно сказывается на здоровье дошкольников.
Как качественно, без ущерба для здоровья подготовить ребенка к следующей ступени образования? Как избежать упреков со стороны учителей в недостаточной подготовленности детей? Для школы гораздо ценнее получить первоклассника с «горящими огоньком любознательности глазами», нежели этакого маленького «всезнайку-профессора» или «робота», для которого безвкусна и неинтересна жизнь и учеба в школе. Наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно добывать и применять их. Такую позицию школьных педагогов можно считать прогрессивным шагом в решении проблем преемственности двух звеньев образования (Т.И.Оверчук)
Современная ситуация требует выработки общих подходов к оценке готовности ребенка к школе с позиции самоценности дошкольного детства и обеспечения нормального перехода к школьному обучению. Оценка основывается на понимании того, что в содержание готовности входит достижение детьми определенного уровня физического, познавательного, социального развития и овладение предпосылками учения: умениями управлять поведением, планировать и контролировать свои действия, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, слушать учителя и выполнять его требования.
Следовательно, ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольников любознательности, произвольности, творческого самовыражения и других качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.
Несмотря на то, что общее образование строится по предметной логике, неправомерно осуществлять преемственные связи на основе классно-урочной системы (преемственность по предметам). На этапе дошкольного образования целесообразно основной акцент делать на интеграции предметных областей знаний. Преемственность не может осуществляться отдельно по математике, русскому и литературе, музыке и т.д. Дошкольное образование призвано создать основной фундамент развития ребенка — базовую культуру его личности. Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.
На мой взгляд, нельзя не остановиться на том, чтобы не выделить основания преемственности, которые обеспечивают общую готовность детей к освоению программ первой ступени, являются ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного образования и в то же время исходным ориентиром начального общего образования.
Такими основаниями преемственности являются следующие:
• Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика. Познавательная активность не только является необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.
• Развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Это обучение ребенка пространственному моделированию, использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.
• Развитие творческого воображения как направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.
• Развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности детей и взрослых (которая по сути своей всегда совместна) и в то же время важнейшего направления социально-личностного развития (умения ребенка найти выход из проблемной ситуации, разрешить возникший конфликт или даже предвидеть и предупредить его и т.д.).
Анализируя проблему преемственности образования на ступенях дошкольного детства и начальной школы, можно обозначить ряд моментов, существующих сегодня в реальной жизни и требующих особого внимания, например таких как
• Рассогласованность образовательных программ ДОУ и школы по подготовке детей 5-7 лет к первому классу
• Отсутствие систематического подхода к подготовке к школе дошкольников не посещающих ДОУ
• Рост числа детей с недостатками физического и психического здоровья и др.
Подводя итог вышесказанному, следует более конкретно обозначить цель совместной деятельности ДОУ и начальной школы по обеспечению преемственности на современном этапе. А именно:
Построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов педагогической деятельности, как воспитательно-образовательной, так и методической работы.
Достижение обозначенной цели возможно при условии решения следующих задач:
• Согласование целей и задач воспитания и обучения на всех ступенях развития ребенка
• Обеспечение «сквозных» линий в содержании образовательного и воспитательного процессов
• Преемственность форм, средств, приемов, методов воспитания и обучения
• Профилактика, снятие психологических трудностей адаптационного периода с учетом возрастных особенностей
• Обеспечение непрерывного взаимодействия образовательных учреждений (ДОУ и школы) с семьей для успешной подготовки детей к обучению в школе
Хочется надеяться, что с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов решение этих, да и многих других задач станет не просто возможным, а более успешным, эффективным, результативным.