Социальные партнеры
Современное дошкольное образование ставит перед собой цель - воспитание всесторонне гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуются стандарты дошкольного образования, меняются программы, появляются инновационные формы и технологии работы с детьми. Для того чтобы решать поставленные перед дошкольным учреждением задачи, детский сад должен быть открытой социально-педагогической системой.
Наше дошкольное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одно из обязательных условий развития ДОО – активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования. В коллективе отработана система взаимодействия с ближайшим социальным окружением. Эффективным механизмом такого взаимодействия стала система социального партнёрства.
Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию мы ориентируемся на задачи образовательной программы нашего детского сада: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях.
Социальное партнёрство позволяет не только формировать внешнюю среду для деятельности ДОО, создавать определённый имидж учреждения, но и наращивать, развивать внутренний потенциал педагогов, детей и родителей.
Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:
- учета запросов общественности;
- установление интересов каждого из партнера;
- осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;
- выработка четких правил в процессе сотрудничества;
- значимость социального партнерства для каждого из сторон;
- установления коммуникаций между детским садом и социумом.
Условиями эффективного взаимодействия ДОО с социальными партнерами выступают:
- открытость ДОО;
- установление доверительных и деловых контактов;
- использование образовательного и творческого потенциала социума;
- использование активных форм и методов общения.
Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением задач по развитию ребенка и конкретной деятельности.
Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей и их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу ДОО с общественными и социальными институтами, имеющими свои интересы в образовательной сфере. Мы считаем, что взаимодействие с различными социальными партнёрами способствует созданию условий для всестороннего, полноценного развития ребенка, взаимопроникновения в мир других людей, природы, культуры, повышению педагогического мастерства воспитателей и специалистов, сохранению и укреплению здоровья дошкольников, улучшению материально-технической базы ДОО.
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ДОО.
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:
- в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;
- в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;
- в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
- в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
- в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждение с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
Учреждение | Задачи решаемые в совместной деятельности | Формы работы |
МБОУ "Азовская гимназия", МБОУ "Азовская СОШ № 2" МБОУ "Приваленская СОШ" МБОУ "Звонаревокутская СОШ" |
Создание преемственности в организации образовательной системы ДОУ с учреждениями образования. Выработка общих подходов к оценке готовности ребенка к школе с позиции самоценности дошкольного возраста. | Родительские собрания. Консультации. Беседы. Открытые занятия. Семинары. Экскурсии в школу. Посещение уроков первоклассников. Посещение учителем воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. |
Школа искусств им. В.Я.Шпета | Приобщение детей к мировой и национальной музыкальной культуре. Знакомство с произведениями классической музыки. Знакомство с различными музыкальными произведениями и инструментами, развитие представлений о различных жанрах музыкального искусства. | Беседы о различных музыкальных инструментах.
Музыкальные вечера. Концерты. |
Районная детская библиотека | Приобщение детей к культуре чтения детской литературы, знакомство с творчеством детских писателей. | Использование фонда библиотеки для организации занятий с детьми, воспитателями, родителями. Организация выставок детской художественной и методической литературы. Проведение викторин, праздников сотрудниками библиотеки. Организация сюжетно-ролевой игры. |
Муниципальное учреждение культуры «Районный центр досуга и методической помощи» Азовского ННМР Омской области | Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель». |
Экскурсии. Тематические занятия. Совместные выставки. Участие в конкурсах и выставках. Тематические встречи, вечера. |
МУК «Азовский районный историко-краеведческий музей» Азовского ННМР Омской области | Привлечение детей старшего дошкольного возраста в музеи в высшей степени целесообразно. Музей для дошкольников является средством формирований целостной личности, приобщения ребенка к культурным ценностям и традициям. При этом решаются важнейшие задачи по формированию: - познавательной мотивации; - потребности посещать музеи; - культуры поведения в музее; - эстетического вкуса. Неоценимо велика роль музея в приобщении детей к миру музейных ценностей. Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в виде музейных предметов, созданных человеком. Экскурсии по музею способствуют развитию познавательного интереса, связной речи дошкольников. Здесь же они получают патриотическое воспитание, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей. |
Беседы; Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; Выставки в музее изделий русского и немецкого декоративно-прикладного искусства; Выставки работ по декоративно-прикладному искусству; Экскурсии. |
Редакция газеты «IHRE ZEITUNG» | ||
МБОУ ДОД "Азовский Центр детского творчества" | Развитие творческих способностей воспитанников | Экскурсии. Тематические занятия. Совместные выставки. Участие в конкурсах и выставках. Тематические встречи, вечера. |
МБОУ ДОД "Детская -юношеская спортивная школа" МБОУ ДОД "Азовская станция детского и юношеского туризма и экскурсий" |
Позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей, решать многие образовательные и оздоровительные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования. | Экскурсии. Тематические занятия. Совместные мероприятия спортивной направленности. Комплексная спортивно-оздоровительная работа. |
Совет ветеранов | Формирование особого чувства гордости, любви и преданности своему родному краю, малой и большой Родине | Экскурсии. Тематические занятия. Совместные выставки. Участие в конкурсах и выставках. Тематические встречи, вечера. |
ГИБДД | Реализовать единую линию предупреждения дорожно-транспортного травматизма детей на этапах дошкольного детства, придав педагогическому процессу познавательный и здоровье сберегающий характер. Организовать пропаганду и всеобуч родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста | Обучению дошкольников и их родителей правилам дорожного движения. Пополнение материальной базы по пропаганде правил дорожного движения. Проведение организационно-профилактических мероприятий. Конкурсы, Акции и т.д. |